Краткая история игры

Русские традиционные игры с мячом насчитывают, по меньшей мере, тысячелетнюю историю. Об этом говорят археологические раскопки в Новгороде, обнаружившие кожаные набивные мячи, датируемые 10-15 веком.

Разнообразие игр определено их различным характером, принадлежностью к определенной социальной группе и ролью, которую они выполняли в обществе: начиная с развивающих игр для детей; игр, направленных на коммуникацию молодежи между собой; досуговые игры для стариков и т.п. Среди них зафиксирована сугубо мужская контактная игра под названием «КИЛА».

Одна из первых изобразительных фиксаций русской традиционной командной игры с мячом, размеры которого соответствуют этнографическим описаниям игры в килу, была сделана немецким гравёром Гейслером Г. Х. Кристианом в 1793 году во время его путешествия по России. Гравюра так и называется «Das Ballspiel (игра с мячом)». 

 

 К сожалению, наука «этнография» в России начала развиваться достаточно поздно, как и поздно стал появляться интерес российской интеллигенции к русской традиционной культуре, поэтому словесное описание игры появляется лишь в середине 19 века в «Вологодских ведомостях» (1867г.):

"В зимнюю пору по вечерам на улицах больших деревень играли мячём. В этой игре принимали участие как молодые, так и довольно пожилые уже, поселяне. Мяч делался из кожи, туго набитой куделей или мохом, и всегда значительной величины. Игравшие мячём разделялись на две партии, действовавшие одна против другой. Мяч пинали ногами, хватали его в руки, и, нередко бегали с ним, пока не встречали сопротивления с той или другой стороны игроков, которым хотелось одолеть свою противную сторону всевозможными манерами, догнать мячь до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще это игры мячем. Победившая сторона начинала снова игру, и таким образом, она длилась часа два или три".  

Название игры «КИЛА» (ударение на последний слог) и описание его варианта, где играют только ногами первый раз встречается в произведении Помяловского Н. Г. «Очерки бурсы» (1862г.), который описывает свою учёбу в 1840-х годах в г. Санкт-Петербург. :

"На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу - кожаный, набитый волосом мяч величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно подвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка - при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть, забежав в лагерь неприятеля и выждав, когда перейдет на его сторону мяч, прогонять его до города - назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею. - Кила! - закричали ученики; это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело".

Ямпольский в своих комментариях к «Очеркам бурсы» приводит статью некоего В. Л., который встретился с бурсацким товарищем Помяловского, Н. П. Петропавловским. Петропавловский сообщает любопытные подробности о бурсацкой игре в килу (Ямпольский И.Г.Комментарии. // Помяловский Н.Г.ПСС. Т. 1. С. 283. Ссылка у Ямпольского на статью В. Л.: «Биржевые ведомости», 1908, № 10739. В. Л., по-видимому, является автором статьи «Школьные годы Н. Г. Помяловского» («Исторический вестник, 1896, № 7): 

«Помяловский обладал большой физической силой, и любимой его школьной игрой была игра в килу, – нечто вроде современного футбола. Кила делалась из сапожных голенищ, которые отрезались для этого от бурсацких сапог по жребию, а иногда сапоги для этой цели крались общими силами из вещевого склада бурсы. Кила выкраивалась из восьми сапожных голенищ и представляла из себя большой набитый сеном или шерстью из бурсацких матрасов мяч, который в игре можно было подбрасывать только ногами. Игра в килу происходила обыкновенно зимой и заключалась в том, что играющие делились на два „города“, т. е. партии, и старались перебросить ногами килу через головы своих противников»

О бурсацкой игре в мяч пишет и П.С. Казанцев:

«зимою играли на пруду в мяч кожаный, набитый сеном, величиною с большую голову; стенка на стенку, отбивали его друг у друга».

 

Из Тенишевского архива (Вытегорский у. Олонецкой губ. 1899 г.) мы узнаем иной вариант килы, именно который и лег в основу современной килы с ее отличительной особенностью разделения игрового процесса на  два уровня «земля» и «воздух»: 

"В Никулинской волости в последний день масляной... устраивается настоящее сражение, которое называют игрою в мяч. Сходятся представители двух или нескольких деревень. <…> И вот выходят на реку две толпы мужиков и взрослых парней, человек по 30-40 каждая толпа, назначают места, до которых следует гнать мяч. Мяч шьют из кожи и набивают волосом; величиною мяч обыкновенно с большой арбуз. Толпы сражающихся, становятся на реке против середины деревни, одна толпа старается прогнать мяч за деревню в одну сторону, а противная толпа... за деревню в противоположную сторону. Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие, сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопартийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук – опять его пинают ногами. Все играющие в конце деревни, недалеко от цели; побеждающая сторона торжествует, патрон их похаживает на берегу и надменно говорит своему противнику: «А что, брат Иван Федорович, с КИЛОЙ тебя мы сделаем на этот год». Побежденные отходят, а победители кричат им: «КИЛА, КИЛА, КИЛА!». Так весь год побежденных и зовут киловниками. Это очень обидная, унизительная кличка...".

В новейшей истории России о киле писал д.и.н. Б.В. Горбунов в своем историко-этнографическом исследовании "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» (1999г.):

"По известию из Демянского уезда, Новгородской губернии , здесь в игре в мяч "изо всех сил одна партия старается победить другую, кричат, поощряя или порицая друг друга, стараются свалить противника, и неистово и долго кричит каждый раз победившая партия: "Кила!"

Новая страница в истории килы была открыта 24 августа 2014 года в городе Краснознаменск (Московская область). Дмитрий Черняк преобразовал килу в современный зрелищный вид спорта, сохранив, при этом, уникальную самобытность и отличительные черты традиционной игры. Была сохранена базовая основа игрового процесса: разделение игры на два уровня «земля» и «воздух», традиционные игровые термины, цели и принципы игры. В тоже время, были запрещены удары ногами или руками по сопернику, которые имели место в традиции, однако, резко повышали травмоопасность и снижали динамизм игры, оставив, при этом, разрешёнными приёмы борьбы и силового противоборства.

Цель игры – «захватить город соперника», то есть доставить мяч за линию кромки поля, называемую «городом». При этом взятием города считается, когда игрок с мячом в руках забегает (заступает обеими ногами) за линию города, либо падает с мячом в руках таким образом, что все части тела оказываются в зоне города.

Одновременно с этим, в игре разрешено атаковать любого соперника, а не только владеющего мячом, что позволяет создавать множество различных схем и тактик игры.

5 ноября 2014 в г. Владимир был проведён первый открытый турнир по килее в рамках фестиваля "Русь жива", в котором приняли участие 6 команд из разных городов России. Игра получила множество восторженных откликов от участников турнира, а так же от любителей регби, назвавших килу́ "более интеллектуальной и динамичной игрой".

18 мая 2015 года в Москве создана Межрегиональная общественная организация развития русской традиционной игры "Федерация килы", президентом и основателем которой стал Черняк Дмитрий Алексеевич.

15 августа 2015 года в Москве на стадионе «Лидер» в парке «Сокольники» прошел первый крупный открытый чемпионат по киле «Богатырская сеча», в котором участвовало 8 ватаг (команд) из разных городов России и звание чемпионов завоевала ватага "Титан" (Раменское). Чемпионат показал потенциал килы, как зрелищной и захватывающей игры, что дало мощный толчок для её дальнейшего развития.

Федерация килы дважды становилась лауреатом премии губернатора Московской области "Наше Подмосковье" в 2015-м и 2016-м годах.

В 2016 году Федерация килы получила поддержку Москомспорта на проведение финала межрегионального чемпионата по киле “Богатырская сеча 2016”.

В настоящее время в килу играют уже более 20 городов по всей России.